Что ни год – то новый сюрприз от природы. Не бывает такого, чтобы год был похож на год. Вроде бы есть четыре времени года. Что может быть проще? И пчелам и пчеловоду хорошо, когда знаешь, чего ожидать от времени и пространства. Ан – нет. То ранняя весна придет, то поздняя, то сушь и бесснежие нагрянут, то сплошные дожди и снегопады.Старые башкирские пчеловоды говорят, качая головами: “Что-то не то с природой творится в последние годы”. Раньше она была предсказуемой, постоянной. По приметам безошибочно определяли будущие события. Например, зацвела черемуха – отсчитывай с этого момента 52 дня, получится начало цветения липы. А сейчас все не так. Что-то в природных часах сломалось. Пчелам и пчеловодам приходится привыкать к новым реалиям.
В советские времена в колхозах сбором березового сока занимались пчеловоды. Нынешние пчеловоды тоже собирают березовый сок – конечно, не в таких масштабах, как в прежние времена. Но себе и друзьям хватает с лихвой.
Есть что-то сакральное в этом действии – после долгой зимы идти в лес. Когда еще не везде сошел снег, сквозь старый ковер пожухлой листвы пробиваются хрупкие трепещущие подснежники, на деревьях еще не набухли почки, а с лесных озер и речек не сошел лед. Но солнышко уже припекает, пчелы рыщут в поисках первой пыльцы, а воздух пропитан особым весенним духом жизни, от которого голова идет кругом.
В это время березы, как насосы, качают из земли влагу, преображают ее в своих жилах, делают из нее вкусный и полезный сок – какое-то волшебство происходит тихо и незаметно!
Аккуратно коловоротом просверливаем отверстие в коре, прочищаем, вставляем трубочку. И вот он – березовый сок, Сперва льется в банку тонкой струйкой, но вскоре затихает. Капает прозрачный нектар. За сутки с одной березы накапывает две трехлитровых банки. Более чем достаточно. Пьем сок утром, днем и вечером. Пьем после бани. Завариваем на соке чай. Снабжаем соком всех родственников, друзей и знакомых. Все равно сока остается много, он сбраживается – из него получается квас и вкусное вино.
Казан на огне. Кладем в кипящую воду отбракованную сушь. Воск растапливается, рамки вынимаются практически чистыми. Эта гора рамок – только начало. Вскоре она вырастет в три-четыре раза. Рамки предстоит перебрать, отсортировать, отскоблить от остатков воска, отремонтировать, натянуть проволоку, навостить – на замену старым и для роев. Работы – море.
После зимы на пасеке царит первозданный хаос, глобальный, как при зарождении вселенной. Но тайные непреодолимые силы природы стремятся упорядочить все, раскладывают предметы по полочкам – наш Рамиль подобен этим неопознанным силам природы. Сначала он долго бродит повсюду, хмуро молчит, все примечает, обдумывает – в этот момент его лучше не трогать. Потом он начинает таскать, перетаскивать, складывать, перекладывать все подряд. На первый взгляд делает что-то бессмысленные и бесполезное. Но через какое-то время пасека, точок, амшаник и все ближайшее пространство вдруг обретают ухоженный, упорядоченный вид. Так мы весной выбираемся из беспорядка и хаоса – благодаря Рамилю и непознанным силам природы.
Природа была серой, бесцветной и вдруг – словно за одно мгновение обрела краски. Стоило один раз зажмуриться или лечь спать, а утром проснуться совсем в другом мире. Красок вокруг – тьма! Зелень, цветы, птицы поют как-то одурманивающе. Так вдруг накатывает весна, словно давила-давила, пытаясь прорвать тугую оболочку зимы, и вот прорвала в одно мгновение, такое короткое, что человек его заметить не успевает. Остается только дышать полной грудью и смотреть во все глаза. И еще – радоваться!
Клен, верба, черемуха, терн, яблони и еще целое море цветущих растений обрушивают на нас свою красоту и ароматы. И пчелам в этот период – раздолье. Набираются сил после долгой зимы.
Частенько за роями приходится и на деревья лазить. Не всегда получается поймать рой на вылете из улья. Поднимется высоко, покружит-покружит над пасекой и привьется на самой верхушке дерева. Вот и лезь за ним, тащи за собой роевню, дымарь и половник собирать грозди пчел с веток. Орудуй там всем этим и при этом не навернись. Да уж! Тут главное – не грохнуться с высоты, а то костей не соберешь. Случаются такие печальные истории в пчеловодстве, но о них лучше не вспоминать.
Липа зацвела, поставлены магазинные надставки. Роение прекратилось, Пчелы поглощены сбором пыльцы и нектара. Кажется, ни что не в силах их остановить. Они работают, как хорошо отлаженный механизм, который не разваливается от старости, хотя ему уже миллионы лет, и даже напротив – выглядит так, как будто только что родился.
У нас небольшая передышка перед медосбором, можно побродить по лесу, покупаться в озере, поразмышлять о добром, о вечном. Потом будет не до отдыха – начнем качать мед.
Башкирия – это край, где невозможно понять, исходит радуга от человека, или человек исходит от радуги, человек вытекает из природы, или природа вытекает из человека.
Идет ли дождь, стоит ли зной – посреди всего этого мы, люди. Хорошо нам или плохо – все это приходит к нам из окружающего мира и возвращается в него. Пчелы – не только насекомые, дающие нам мед, но и символ нашей души, лучших ее сторон. Поэтому мед такой полезный и сладкий, и мы с теплотой вспоминаем о нем – особенно во время болезни. Он возвращает нам то лучшее, что мы сами способны дать этому миру. А все худшее, что есть в мире, находится за гранью меда.
Лазить по деревьям за дикими пчелами и медом – нужное дело. Особенно, если ты молод и полон сил. Как можно прожить жизнь, и сказать, что ты никогда не лазал по деревьям? Разве такое возможно? Ведь лазать по деревьям – в каком-то смысле даже более важное дело, чем строить дом, растить ребенка и сажать деревья. Когда ты лезешь по дереву, ты цепляешься за его ветви, словно за вехи собственной жизни, смотришь в небо, как в будущее, и прижимаешься к стволу, будто он – основа основ. Кто никогда не лазал по деревьям, по-настоящему никогда не поймет, что такое жизнь.
Любой человек – впервые на этой земле. И лишь однажды. Особенно дети! Когда человек зрел или стар, ему может показаться, что он на этой земле уже когда-то был. Но детям никогда так не покажется, потому что они еще недалеки от правды. Они смотрят на все с такой надеждой, силу которой невозможно измерить. Трава, цветы, спелые яблоки – все впервые. И все такое яркое, прекрасное и невероятное! И не может быть, чтобы за всем этим, где-то далеко-далеко, таилось что-то ужасное и плохое. Ничего подобного не существует! Есть только добро и любовь!
А еще есть окружающий нас мир, где растут цветы, пчелы собирают мед, на земле стоит полная кадушка спелых яблок, а кот по имени Пасик что-то высматривает в траве, пребывая в полнейшей гармонии с самим собой и миром.

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Call Now Button